ИНДИЙСКОЕ КИНО  >  Статьи  >  Феномен индийского кино
Феномен индийского кино
06.04.2011 12:25

Феномен индийского киноИндия - загадочная страна, чья культура не одно столетие привлекала к себе величайшие умы человечества. Восток уже давно покорил запад.

Она одна из тех стран, современное искусство которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Кино этой страны вобрало в себя традиции национального театра, который имеет строгие каноны. В сюжете должна присутствовать линия положительного героя, героини и персонажа олицетворяющего зло.

Неотъемлемой частью также является музыка, песни и танцы. Специфика индийского кино обусловлена еще необходимостью определенного символизма, потому что сюжет должен быть понятен всем зрительским слоям: от банкира до последнего нищего. Возможно, именно поэтому у зрителя возникает ощущение сопричастности с происходящим на экране, несмотря на национальную специфику.


Кто из нас в детстве не зачитывался книгами Р. Киплинга "Рики-Тики-Тави", "Маугли", чье воображение не поразил капитан Немо и его подводная лодка Наутилус? А ведь все эти персонажи имеют одну родину - Индию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда на экранах кинотеатров появились индийские фильмы, они сразу были приняты зрителем.

На фоне отечественного кино о великих свершениях советского народа их сюжеты выделялись своей человечностью и романтизмом. Один за другим на экраны выходили фильмы: "Бродяга", "Господин 420" - трогательные истории о любви и борьбе со злом. Волшебный мир музыки, танцев, ярких красок, мир слез и смеха, горя и радости, поражений и побед покорили тысячи людей. Огромные очереди за билетами, полные залы кинотеатров подтверждали успех индийского кино у советского телезрителя.

Кинематограф - это постоянно развивающееся искусство. И вот в 70-е годы на смену трогательным мелодрамам приходят вестерны и боевики, где герой в одиночку сражается с бандитами, разоблачает коррумпированных политиков и борется с мафией.

На экраны страны выходит фильм "Месть и закон" (оригинальное название "Пламя"), динамичный сюжет которого рассказывает о приключениях двух друзей-воров. Их нанимает бывший полицейский, чтобы они помогли ему поймать главаря банды, орудовавшего в окрестностях небольшой деревни. Не слишком сложное задание приобретает для друзей неожиданный оборот. В итоге, Джай и Виру, которых блистательно сыграли Амитабх Баччан и Дхармендра, оказываются втянутыми в настоящую войну с шайкой, терроризирующей население. Конечно, не обошлось и без истории любви: герой Дхармендры влюбляется в деревенскую красавицу, чью роль сыграла Хема Малини. Их отношения складываются непросто. Но молодые люди в конце концов находят общий язык. Курьезы и зажигательные шутки окружают эту пару на протяжении всего фильма.

Но все же больше меня поразила судьба другой пары. Джай влюбляется во вдову, живущую в доме инспектора Кумара. В последствии выясняется, что она единственный член его семьи, выживший после кровавой резни, устроенной главарем банды Габбаром Сингхом. Инспектор решил сам отомстить убийце своих родных. На протяжении фильма Джай и Джая (актриса Джая Бхадури) едва ли перекинулись парой фраз о чувствах, связывающих их можно было понять лишь по мимолетным взглядам, которыми молодые люди обменивались во время случайных встреч. Интересно, что вопреки обычаям, по которым индийская женщина-вдова не имеет право на второе замужество, свекор с пониманием отнесся к сложившейся ситуации и, когда Джай попросил у него руки Джаи, он соглашается на этот брак. Но судьба распорядилась иначе. Джай погибает. Женщине, так и не успевшей снять траур, остается только наблюдать, как на погребальном костре сгорает ее надежда на счастливое будущее. И хотя добро побеждает зло, на фоне личной трагедии этой женщины торжество справедливости приобретает горький привкус печали. Гораздо позже я узнала, что счастливый финал в данной ситуации был невозможен. Смерть героя должна была подчеркнуть место, которое отводится женщине в индийском обществе.

Думаю, многие читатели удивятся, узнав, что на территории теперь уже бывшего СССР живет множество поклонников индийского кино. Сложно даже сказать, сколько может быть этих людей, пересылающих друг другу фотографии своих кумиров, статьи из журналов, и многое другое, что может заинтересовать коллекционера, собирающего материалы об индийском кино. Во многих городах создавались клубы, в которых велась интенсивная работа по популяризации культуры Индии. В Москве при ДК АЗЛК тоже был открыт такой клуб, который, к сожалению, сейчас прекратил свое существование.

Строго говоря, не каждого зрителя, с удовольствием смотрящего индийское кино, можно назвать его любителями. Определение "любители" для тех, чьим хобби является индийском кино не совсем точное. Это тоже самое, что назвать филателиста - любителем марок. Истинные профессионалы в своей области, они обладают энциклопедическими знаниями, которым могут позавидовать даже профессиональные эксперты по кинематографу стран Востока. Как правило, коллекционируется не только индийские фильмы, в которых играет любимый актер или актриса, кто-то предпочитает собирать просто хорошие фильмы. Аудиокассеты и диски тоже входят в большинство коллекций, а также журналы о кино и открытки с изображением индийских актеров.

Индия - страна контрастов, где уживаются современные технологии и ручной труд. Храмы и аэропорты, большие магистрали и извилистые горные дороги, прошлое и современность сливаются воедино, создавая тот колорит, который на первый взгляд может показаться игрой воображения. И, тем не менее, все это и есть Индия. Наверное, поэтому индийском кино многим кажется сказкой, но искусство должно не только отражать реальность, но и давать простор фантазии.

Индийское кино критиковали за шаблонность и не реалистичность, за надуманность и неактуальность сюжетов. Многим не нравится индийская музыка, но вот парадокс: именно песни из индийских фильмов стали популярны в нашей стране в 80-е годы. Мода на диско заставила молодежь по другому посмотреть на индийское кино после выхода на экраны "Танцора диско". Трогательная история молодого человека, благодаря своему таланту сумевшего стать знаменитым певцом поразила воображение многих зрителей. Можно считать, что это была вторая волна всенародной популярности индийского кино. Митхун Чакраборти, сыгравший в этом фильме главную роль, надолго стал кумиром во всех смыслах этого слова. Его привлекательная внешность, отличная пластика и романтический ореол героя-одиночки сделали Джимми всенародным любимцем.

Музыку индийского кино можно считать самостоятельным видом искусства. Еще до того, как на экраны кинотеатров появляется фильм, песни из него звучат из динамиков магнитофонов. Хит-парады песен еженедельно показываются по телевидению, и от того нравится песня зрителю или нет, зависит в дальнейшем посещаемость кинотеатров, когда фильм выйдет на экраны. Но бывает и так, что фильм проходит незамеченным, а песни из него надолго становятся хитами.

Как и во всем мире, киноиндустрия в Индии основывается на системе звезд. Ставка делается на популярных актерах, чьи имена могут привлечь зрителя. Современное индийское кино не уступает по уровню западным фильмам. Можно с уверенностью сказать, что будь в России сейчас развит кинопрокат, можно было бы ожидать третей волны популярности индийского кино.

В последнее время тенденции в индийском кино сильно изменились: на смену крутому герою-одиночке пришел герой, олицетворяющий современную молодежь. Веселые комедии, музыкальные любовные истории заполнили индийские экраны, но даже кажущиеся на первый взгляд легкие сюжеты фильмов продолжают поднимать проблемы индийского общества, говорить о истинно нравственных ценностях.

Говоря об индийском кино, можно провести аналогию с сериалами, не так давно появившихся на наших голубых экранах. Мне кажется, что именно индийским кино была подготовлена почва для их успешных показов. Мыльные оперы рассчитаны на ту же категорию зрителя: на тех, кому важна эмоциональная сторона человеческих взаимоотношений, развивающихся на экзотическом, почти сказочном фоне. Именно этим объедены зрители, смотрящие "Дикий ангел", "Странствия Геракла", "Кассандру" и "Вавилон-5", какими бы разными нам не казались эти фильмы.

Можно долго спорить о достоинствах и недостатках кино разных стран, о национальных особенностях и их смысловом содержании. Но одно можно сказать однозначно: есть хорошие фильмы, а есть - плохие, есть которые смотрят по несколько раз, а есть, которые забываются сразу же, как только перемотается на начало кассета. И это не зависит от страны, в которой снят фильм.

 

"Женский журнал Женский клуб - красота, мода, здоровье"

 

 

 

Актёры

Джива / Jeeva

Джива / JeevaДжива - известный индийский актер, настоящее имя - Амар Б. Чоудри (Amar B. Choudry). Родился 4 января 1984 в Ченнаи. Его отец (Mr. R.B.Choudry) владеет компанией «Super Good Films» и является популярным продюсером. Его мать (Mrs. Mahjabeen) - домохозяйка. Он младший из четырех братьев. Старший брат (B. Suresh) со-продюсер, работает с отцом, второй брат (Jeevan) имеет собственный бизнес, третий брат (Githan Ramesh) – актер.

Джива начал сниматься еще ребёнком в фильмах отца в 1991 году. Его профессиональная карьера продолжилась в 2003 году с фильма "Aasai Aasaiyai". Далее был фильм "Raam", за роль в котором он получил награду как лучший актер на Международном кинофестивале на Кипре. Джива снимается в фильмах на языках тамили, телугу, малаялам.

 
Видья Балан

Видья Балан родилась в тамильской семье 1 января 1978 года. Она происходит из семьи среднего класса из местечка Palghat, на границе Тамил Наду и Кералы. Ее семья состоит из отца, П.Р. Балан, который является Вице-президентом ETC Канала; мамы - домохозяйки, и старшей сестры Прии. Семья Балан переехала в Бомбей, они жили около Ambedkar Garden, Chembur, когда Видья была маленькой. Видья училась в Школе Св. Антония и позже поступила в Колледж Св. Ксавьера, где она и получила высшее образование в социологии. Она продолжила получать степень в социологии в Бомбейском университете. Она также училась и выступала на семинарах Театра Prithvi. Из-за традиции большинства тамильских- Iyer семей, Видья и ее сестра Прия изучали классических танцев Carnatic в раннем детстве( Примечание: Iyer – название, данное индусским Браминам тамильского или Телугу происхождения, которые являются последователями философии Advaita).  Когда Видья училась в Бомбейском университете, ей предложили роль в фильме Малайялам Видья Балан родилась в тамильской семье 1 января 1978 года. Она происходит из семьи среднего класса из местечка Palghat, на границе Тамил Наду и Кералы. Ее семья состоит из отца, П.Р. Балан, который является Вице-президентом ETC Канала; мамы - домохозяйки, и старшей сестры Прии. Семья Балан переехала в Бомбей, они жили около Ambedkar Garden, Chembur, когда Видья была маленькой. Видья училась в Школе Св. Антония и позже поступила в Колледж Св. Ксавьера, где она и получила высшее образование в социологии. Она продолжила получать степень в социологии в Бомбейском университете. Она также училась и выступала на семинарах Театра Prithvi.

 
Нитья Менон

Нитья МенонНитья Менон - модель, певица, актриса малалаямского кино, снимается также в каннада, телугу и тамили фильмах. Родилась 8 апреля 1988 г., в Бангалоре, Карнатака. Образование - институт связи и журналистики. Нитья никогда не хотела быть актрисой. Хотела стать журналисткой, но поняла,что это не её стезя. Затем решила стать режиссером и поступила на курсы кинемотографии в Пуне. На вступительных экзаменах она встретила режиссера Нандини Редди, которая "промыла" ей мозги и убедила её стать актрисой. Позже, именно Нандини Редди пригласила Нитью на главную женскую роль в своем фильме. Впервые на экране она появилась, когда ей было 8 лет,