ИНДИЙСКОЕ КИНО  >  Статьи  >  Индийское кино: танцы вместо слов
Индийское кино: танцы вместо слов
07.04.2011 12:07

Танцы в кино«Если в боевике висящее на стене ружьё обязательно выстрелит, то в индийском фильме оно будет петь и плясать». В этом старом анекдоте есть доля правды. Индийские фильмы кто-то любит, кто-то терпеть не может за наивность и однообразие. Индийское кино отличает то, что оно построено на песнях и танцах, и танцы здесь не для красоты, они и есть диалоги героев.

Оказывается, мы понимаем индийские фильмы только на половину, несмотря на почти дословный перевод. Вся суть, страсть и повествование в этом кино заложены в необычных танцах. На самом деле, с помощью жестов актеры придают своим словам дополнительный смысл, вот и получается, что индийцам понятно все, мы же понимаем только слова.

«Фига» вместо слов

Начинающие актеры учат специальный алфавит жестов, где только для одной руки существует 28 жестов, а у каждого из них может быть несколько значений. В данном случае язык жестов – это не язык глухонемых, потому как многое зависит от контекста.

Простейший жест «патака» - просто ладонь и больше ничего – у него более 40 понятий. А есть жесты, у которых всего 2-3 понятия.

Согласно трактатам, чтобы танец «заговорил», танцоры используют 24 движения головы, целых 6 движений бровей, 26 движений глаз. Например, когда брови у героя подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому, а голова при этом чуть наклонена, знайте – это любовь. Многие наверняка помнят характерный жест, когда шея героя отклоняется назад, затем наклоняется вперед – это означает беседу, объяснение. Получается, что каждый индиец должен, как минимум, обладать подвижной и богатой мимикой лица, пластичными шеей и руками.

Один и тот же жест для индийца и европейца может иметь разный смысл. Изучая индийский язык танца, приходится ломать стереотипы. Например, у индийцев не принято «держать фигу в кармане», наоборот, ее выставляют на показ. Знакомый всем жест «фига» в толковании индийцев будет означать, что вы доите корову, а в другом случае - красите глаза.

В зависимости от чередований и комбинаций жестов, выполненных одной или двумя руками, от положения самих рук по отношению к телу, танцовщик может передать любое содержание текста, вступать таким образом в диалоги с другими героями.

Как заверяют специалисты по индийским танцам, овладеть замысловатым алфавитом жестов можно достаточно быстро, а вот научиться складывать их в связную речь – гораздо сложнее. На это может уйти 10-12 лет. Зато профессиональная танцовщица со стажем может станцевать практически любой литературный текст драматического произведения.

Конечно, для показа наших современных тематик приходится больше изгаляться. Например, сталелитейный цех показать проблематично, но что-то бытовое, на уровне сказки, любой песни – пожалуйста, без всяких ограничений.

Если пересказать песню «Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла», глядя на то, как ее исполняет индийский танцор с помощью жестов, то получится следующее: «Идет по полю одинокая девушка, грустная такая. А поле большое, на поле трава растет, траву ветер колышет. И стоит посреди поля одинокое дерево, листьями шуршит. И подошла девушка к дереву, и обняла его, и подумала: «Одни мы с тобой, горемычные».

Танец просто под музыку не имеет смысла, жесты приобретают значение только вместе с песней. Но в связке песня-танец все же танец всегда важнее. Танцор не обязан буквально повторять текст, он может выбрать из песни одну-единственную фразу и раз за разом ее повторять, а певцу придется петь ее и десять, и двадцать раз подряд.

Ноги в танце не нужны

Все в игре актера зависит от того, как он изобразит смысл и лицом, и телом, и жестами, и всем настроением. Все должно быть подано в гармонии, тогда будет понятно, о чем речь.

А как же ноги? В этой схеме ноги почти не участвуют, вернее, участвуют, но только как музыкальный инструмент. Никакой смысловой нагрузки ноги не несут, на них надевают бубенчики – от 50 до 300 штук. Чем профессиональней танцовщица, тем больше у нее бубенчиков. Это не знак отличия – просто начинающий танцор не справится с весом в полтора килограмма. Именно столько могут весить колокольчики в связке.

Зрители-интеллектуалы слегка снисходительно относятся к индийскому кино, даже мимика актеров в этих фильмах им кажется наивной и преувеличенной. И действительно, индийские актеры больше «работают лицом», чем европейские. Но дело тут не в отсутствии таланта, они просто дополняют свои жесты. Как это ни парадоксально, но индийцы считают, что именно так лучше видно, что актер хочет сказать.

© myjane.ru

 

Актёры

Джива / Jeeva

Джива / JeevaДжива - известный индийский актер, настоящее имя - Амар Б. Чоудри (Amar B. Choudry). Родился 4 января 1984 в Ченнаи. Его отец (Mr. R.B.Choudry) владеет компанией «Super Good Films» и является популярным продюсером. Его мать (Mrs. Mahjabeen) - домохозяйка. Он младший из четырех братьев. Старший брат (B. Suresh) со-продюсер, работает с отцом, второй брат (Jeevan) имеет собственный бизнес, третий брат (Githan Ramesh) – актер.

Джива начал сниматься еще ребёнком в фильмах отца в 1991 году. Его профессиональная карьера продолжилась в 2003 году с фильма "Aasai Aasaiyai". Далее был фильм "Raam", за роль в котором он получил награду как лучший актер на Международном кинофестивале на Кипре. Джива снимается в фильмах на языках тамили, телугу, малаялам.

 
Видья Балан

Видья Балан родилась в тамильской семье 1 января 1978 года. Она происходит из семьи среднего класса из местечка Palghat, на границе Тамил Наду и Кералы. Ее семья состоит из отца, П.Р. Балан, который является Вице-президентом ETC Канала; мамы - домохозяйки, и старшей сестры Прии. Семья Балан переехала в Бомбей, они жили около Ambedkar Garden, Chembur, когда Видья была маленькой. Видья училась в Школе Св. Антония и позже поступила в Колледж Св. Ксавьера, где она и получила высшее образование в социологии. Она продолжила получать степень в социологии в Бомбейском университете. Она также училась и выступала на семинарах Театра Prithvi. Из-за традиции большинства тамильских- Iyer семей, Видья и ее сестра Прия изучали классических танцев Carnatic в раннем детстве( Примечание: Iyer – название, данное индусским Браминам тамильского или Телугу происхождения, которые являются последователями философии Advaita).  Когда Видья училась в Бомбейском университете, ей предложили роль в фильме Малайялам Видья Балан родилась в тамильской семье 1 января 1978 года. Она происходит из семьи среднего класса из местечка Palghat, на границе Тамил Наду и Кералы. Ее семья состоит из отца, П.Р. Балан, который является Вице-президентом ETC Канала; мамы - домохозяйки, и старшей сестры Прии. Семья Балан переехала в Бомбей, они жили около Ambedkar Garden, Chembur, когда Видья была маленькой. Видья училась в Школе Св. Антония и позже поступила в Колледж Св. Ксавьера, где она и получила высшее образование в социологии. Она продолжила получать степень в социологии в Бомбейском университете. Она также училась и выступала на семинарах Театра Prithvi.

 
Нитья Менон

Нитья МенонНитья Менон - модель, певица, актриса малалаямского кино, снимается также в каннада, телугу и тамили фильмах. Родилась 8 апреля 1988 г., в Бангалоре, Карнатака. Образование - институт связи и журналистики. Нитья никогда не хотела быть актрисой. Хотела стать журналисткой, но поняла,что это не её стезя. Затем решила стать режиссером и поступила на курсы кинемотографии в Пуне. На вступительных экзаменах она встретила режиссера Нандини Редди, которая "промыла" ей мозги и убедила её стать актрисой. Позже, именно Нандини Редди пригласила Нитью на главную женскую роль в своем фильме. Впервые на экране она появилась, когда ей было 8 лет,