Болливуд, начало
26.04.2011 06:56

Болливуд, началоВсё началось с шести немых короткометражных фильмов, презентованных в известнейшем отеле Мумбаи (в русской транскрипции — Бомбея).

Случилось это 7 июля 1896 года. Таким образом, индийский кинематограф нынешним летом отметил 111-ю годовщину своего появления на свет.

То, что это событие произошло именно в Бомбее, революционным образом изменило его облик. Из скромного провинциального города он превратился в столицу киноиндустрии Индии, где можно встретить ослепительных кинозвезд, знаменитых кинорежиссеров, куда стремятся попасть простые индийцы и туристы со всего света.

Бомбей стал нынешним Бомбеем даже несмотря на тот факт, что основное население штата говорит на языке маратхи, а индийское кино «говорит» на хинди. Киноиндустрия Индии впечатляет своими масштабами: ежегодно здесь снимается 900–1000 полнометражных и 1200 короткометражных фильмов. Однако так было далеко не всегда, особенно вначале. Но в XX столетии, в период появления звукового кино, индийские кинорежиссеры сконцентрировались на съемке фильмов, отражающих культурное и литературное наследие страны. Особенно стали популярны сценарии, связанные с индийской мифологией.

Многообразный эпос и фольклор, джатаки (сказания о перерождении Будды) — всё это явилось бездонным источником идей для индийских сценаристов. На первый художественный фильм «Раджа Харишчандра» ушло примерно 1500 метров кинопленки. Картина вышла в мае 1913 года. Основанная на истории из «Махабхараты», она затрагивала вопросы чести, самопожертвования, подвига и не оставляла равнодушным зрителя. Наша киноиндустрия мгновенно оценила этот факт.

Только кинокомпания Фальке сняла около ста подобных лент. Сегодня имя продюсера и кинорежиссера Дада Сахиба Фальке в кинокругах помнят и чтят: была учреждена одна из самых престижных премий — его имени. Индийский кинематограф, искусство Индии, Индийское кино - Бомбей Индийское кино развивается в условиях жесткой конкуренции. Прокатчики закупают большое количество американских и европейских фильмов. И так было с самого начала. В 30-е годы минувшего столетия в Индии показывалось почти 85% всех снятых в Голливуде кинокартин. Тем не менее индийский кинематограф всё-таки выжил и начал успешно конкурировать с Западным во всех сферах кинопроизводства. Стали даже приглашать для съемок всемирно известных кинорежиссеров, что само по себе весьма недешево.

Достигла высокого уровня и техническая сторона производства фильмов. XX век — это период благоприятных возможностей для развития кинематографической инфраструктуры Индии. Частные киностудии появлялись, как грибы после дождя, питаемые, с одной стороны, богатой театральной традицией, а с другой — высокой востребованностью среди широких масс продукции индийского кино, которое весьма быстро приобрело собственное неповторимое лицо, свои традиции и определенные каноны. Где индийский кинематограф опережал конкурентов, так это в области производства музыки и песен для кино. Пожалуй, ни у одного кинозрителя мира песня, танец, музыка вообще, в самом широком смысле этого слова, не пользуются такой популярностью, как у индийского. Поэтому наше кино трудно себе представить состоящим из одних лишь сухих диалогов действующих лиц, как это сплошь и рядом наблюдается в кино западном.

Вглядываясь в ретроспективу, понимаешь, что индийские кинопродюсеры всегда чутко реагировали на запросы времени. Они сознавали, что население страны неоднородно, имеет сложную иерархическую структуру, в основе которой — социальные различия — по кастам, классам и традиционно непростые отношения между полами. И киноиндустрия сыграла значительную роль в привнесении в жизнь современных веяний, что было крайне важно для усиления тех или иных акцентов культурной жизни индийского социума, его гармонизации. Кино повлияло на восприятие обществом таких ценностей, как права женщин, равенство перед законом, и т.д. Многие режиссеры в своих кинолентах пошли дальше и обратились к общечеловеческим ценностям.

В 1950-е годы проблемы социального неравенства, бедности, коррупции и борьбы с безграмотностью привлекли внимание масс. В этот период в региональных центрах страны, таких, как Калькутта, Мадрас (с 2001 — Ченнаи), Хайдарабад, стали сниматься фильмы на разных языках Индии: бенгальский, маратхи, тамильский, телугу, малаяла, каннада, гуджарати, ория… И хотя картины на хинди, как я уже говорил, доминируют на национальном экране и делаются в основном в Бомбее, получившем прозвище Болливуд, однако и региональные центры кинематографии составляют им значительную конкуренцию в провинции, на других языках нашего многоязычного народа восполняя нехватку кинофильмов.

Но начало кинематографическому искусству Индии положили в основном режиссеры бенгальского происхождения из Калькутты. Например, всемирно известный режиссер Сатьяджит Рей, который был удостоен Оскара. Главные проблемы в фильмах ряда режиссеров из Бенгалии — изменение социального положения, экономическая несправедливость, раздел страны (произошел в 1947 году), потеря корней и т.д. Индийский кинематограф, искусство Индии, Индийское кино - Бомбей В 1960-х индийское популярное кино перешло на романтический жанр, показав себя совсем с иной стороны. Сниматься приглашались актеры и актрисы лирического плана. Так совпало, что в этот период в Индии бурно идет становление национального самосознания. Этому способствовали китайско-индийская война 1960 года, индийско-пакистанские войны 1965 и 1971 годов. И всё это так или иначе отражено в кинолентах того времени. Индийский офицер выражает вдохновляющую национальную идею в фильмах «Сангам» (режиссер Радж Капур, 1964) и «Преданность» (Aradhana) (режиссер Шакти Саманта, 1969).

В 1980-е и позднее индийские фильмы начали представлять собой нечто среднее между популярным и серьезным кино. Тематика расширилась, и вниманию зрителя стала предлагаться практически вся палитра жизни многоликого индийского общества, начиная с сел и малых городков и кончая мегаполисами. В Индии более 15000 кинотеатров, где демонстрируется примерно четыре-пять фильмов в день, при условии, что продолжительность картины составляет около 150–180 минут. Подсчитано, что 73% дохода от фильмов в Азиатско-Тихоокеанском регионе приходится на долю Индии. Киноиндустрия страны существует в основном за счет активной посещаемости кинотеатров индийской публикой, несмотря на значительное количество круглосуточных развлекательных кабельных и спутниковых каналов телевидения. А в Индии их достаточно: около девяноста.

Установлено, что каждые три месяца через кинотеатры проходит примерно миллиард человек. Индийская киноиндустрия самоуправляемая. Существует Центральный департамент по киносертификации. Это государственный орган, работающий с января 1951 года, в чью обязанность входит сертификация фильмов для публичного просмотра по всей Индии. В регионах действует девять его отделений. Председатель департамента — обычно известный деятель кинематографии. Наиболее значительный вклад индийского кино — попытка сгладить региональное неравенство, возродить и укрепить в каждом индийце дух национального самосознания. Индийская киноиндустрия вполне конкурентоспособна на мировом рынке и имеет самое современное техническое оснащение.

В ближайшее десятилетие ожидаются значительные сдвиги в области производства и просмотра фильмов в связи с внедрением цифровых и нанотехнологий в процесс киносъемок. Что это сулит индийскому кинематографу? Несомненно, очередной и весьма мощный скачок. Индийское кино XXI века уже на подходе, думаю, оно сулит немало приятных минут зрителю.

© agniart.ru

 

Актёры

Джива / Jeeva

Джива / JeevaДжива - известный индийский актер, настоящее имя - Амар Б. Чоудри (Amar B. Choudry). Родился 4 января 1984 в Ченнаи. Его отец (Mr. R.B.Choudry) владеет компанией «Super Good Films» и является популярным продюсером. Его мать (Mrs. Mahjabeen) - домохозяйка. Он младший из четырех братьев. Старший брат (B. Suresh) со-продюсер, работает с отцом, второй брат (Jeevan) имеет собственный бизнес, третий брат (Githan Ramesh) – актер.

Джива начал сниматься еще ребёнком в фильмах отца в 1991 году. Его профессиональная карьера продолжилась в 2003 году с фильма "Aasai Aasaiyai". Далее был фильм "Raam", за роль в котором он получил награду как лучший актер на Международном кинофестивале на Кипре. Джива снимается в фильмах на языках тамили, телугу, малаялам.

 
Видья Балан

Видья Балан родилась в тамильской семье 1 января 1978 года. Она происходит из семьи среднего класса из местечка Palghat, на границе Тамил Наду и Кералы. Ее семья состоит из отца, П.Р. Балан, который является Вице-президентом ETC Канала; мамы - домохозяйки, и старшей сестры Прии. Семья Балан переехала в Бомбей, они жили около Ambedkar Garden, Chembur, когда Видья была маленькой. Видья училась в Школе Св. Антония и позже поступила в Колледж Св. Ксавьера, где она и получила высшее образование в социологии. Она продолжила получать степень в социологии в Бомбейском университете. Она также училась и выступала на семинарах Театра Prithvi. Из-за традиции большинства тамильских- Iyer семей, Видья и ее сестра Прия изучали классических танцев Carnatic в раннем детстве( Примечание: Iyer – название, данное индусским Браминам тамильского или Телугу происхождения, которые являются последователями философии Advaita).  Когда Видья училась в Бомбейском университете, ей предложили роль в фильме Малайялам Видья Балан родилась в тамильской семье 1 января 1978 года. Она происходит из семьи среднего класса из местечка Palghat, на границе Тамил Наду и Кералы. Ее семья состоит из отца, П.Р. Балан, который является Вице-президентом ETC Канала; мамы - домохозяйки, и старшей сестры Прии. Семья Балан переехала в Бомбей, они жили около Ambedkar Garden, Chembur, когда Видья была маленькой. Видья училась в Школе Св. Антония и позже поступила в Колледж Св. Ксавьера, где она и получила высшее образование в социологии. Она продолжила получать степень в социологии в Бомбейском университете. Она также училась и выступала на семинарах Театра Prithvi.

 
Нитья Менон

Нитья МенонНитья Менон - модель, певица, актриса малалаямского кино, снимается также в каннада, телугу и тамили фильмах. Родилась 8 апреля 1988 г., в Бангалоре, Карнатака. Образование - институт связи и журналистики. Нитья никогда не хотела быть актрисой. Хотела стать журналисткой, но поняла,что это не её стезя. Затем решила стать режиссером и поступила на курсы кинемотографии в Пуне. На вступительных экзаменах она встретила режиссера Нандини Редди, которая "промыла" ей мозги и убедила её стать актрисой. Позже, именно Нандини Редди пригласила Нитью на главную женскую роль в своем фильме. Впервые на экране она появилась, когда ей было 8 лет,