ИНДИЙСКОЕ КИНО  >  Статьи  >  История развития индийских фильмов
История развития индийских фильмов
16.05.2011 08:16

История развития индийских фильмовПервый игровой индийский фильм, снял режиссер Пхальке. Пхальке оказал огромное влияние на последующий этап развития индийского кино. Многие режиссеры в своей работе стремились подражать ему, использовать те же приёмы. Бабурао Пейнтер, актер и помощник Пхальке, который долгие годы работал совместно с ним, организовал в 1918-1919 гг. свою студию, выпустил около 20 картин, которые существенно выделялись на фоне других фильмов тех лет. Пейнтер собрал на своей студии энтузиастов и единомышленников, а тематика его работ была более приближена к современности – исторические сюжеты он предпочитал мифологическим. Это было уже бесспорным шагом вперед по сравнению с фильмами Пхальке. Пейнтер первым из режиссеров отказался от рисованных задников, заменив их объёмными декорациями, тщательно следил за тем, чтобы костюмы актеров соответствовали изображаемой эпохе.

Стремясь создать историческую атмосферу, Пейнтер начал использовать натурные съёмки, приглашая для участия в них сотни статистов. И именно он подготовил целую плеяду кинематографистов, которые в 20-30 годы во многом определили лицо индийского кино.

Тесная связь с народной культурой, с национальными традициями делали индийский фильм самобытным явлением. Даже неспециалисту при самом поверхностном анализе индийских картин бросались в глаза их специфические черты. Обилие песенно-танцевальных номеров, как правило, не имеющих прямого отношения к сюжету, но тем не менее присутствующих в каждой ленте, для иностранца кажется странным, а порой и просто непонятным явлением, но для индийцев, воспитанных на традициях классического национального театра. – это естественное и органичное сочетание. Ибо для него театральное представление – единый монолит из музыки, пантомимы, балета, песен и монологов. Этим же объясняется продолжительность фильмов -3-4 часа. Здесь же кроется и причина того, что большинство индийских картин отличала статичность мизансцен, длинные диалоги, неподвижная камера.

В 1929 г. сотни посетителей кинотеатра Мадана стали свидетелями невиданного доселе зрелища – звукового фильма «Мелодия любви», где герои не только разговаривали и танцевали, но и пели. Это обстоятельство, учитывая огромную любовь индийцев к песням и музыке, решило судьбу немого кино. Отныне будущее принадлежит звуковому кино.

В 1931 году на экраны Индии вышел первый звуковой фильм «Аллам Ара» режиссера А. Ирани. Успех картины был ошеломляющим. И в кинопромышленность с удвоенной энергией потекли деньги. За год количество выпускаемых фильмов возросло с 172 в 1930 году до 207 в 1931 г. И вместе с тем никогда индийское кино не переживало столь тяжелого времени, как первый период звукового кино.
Индия является многоязычным государством (917 языков и 300 наречий). И потому с приходом в кинематограф звука индийским режиссерам пришлось решать ряд специфических проблем, которые не стояли перед их коллегами из других стран. Для того, чтобы картина имела хороший прокат, она должна быть понятна представителям различных национальностей и языковых групп, её содержание должно быть ясно без перевода. А этого можно достичь несколькими путями: например, выбирать в качестве сюжета знакомые зрителям темы, вводить в ткань фильма как можно больше песен и танцев (учитывая любовь индийцев к этим видам искусства), оживлять действие перестрелками, погонями, трюками, гэгами.

«Дикая кошка Бомбея», «Кожаное лицо», «Любовь женщины» - бесчисленное множество подобных лент заполняло кинотеатры. С экрана герои пели, играли, кричали, музицировали, бегали, стреляли и дрались.
Одним из первых режиссеров, кто понял и доказал, что достижения звукового кино могут быть использованы по-другому, был Деваки Бос, который в 1933 году представил на суд зрителей фильм «Святой Пуран». Задумавшись над вопросами звуко -зрительного монтажа, он стремился как можно полнее донести до зрителя главное – тему любви, поэтичной и нежной, которая была положена в основу сюжета. Он создал подлинно индийский фильм, где зрительный и звуковой ряд выступили в органичном единстве.

Во второй половине 20 века активно развивались советско-индийские отношения, которые помогли культурному сближению двух стран. На экранах нашей страны появились индийские фильмы. Они имели большой успех у советских зрителей. Но в самой Индии киноискусство было очень разным. К 1950-м годам кинорынок Индии наводнили низкопробные фильмы. Обычным явлением стал плагиат или заимствование сюжетов из иностранных фильмов. Поэтому неудивительно, что среди всего этого киномусора с особой яркостью засверкал фильм Раджа Капура «Бродяга», снятый в 1951 году по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса. Социальная направленность сюжета, озорное – в духе Чаплина – актёрское исполнение, шумная динамичность действия, притягательность музыки и песен – всё это сделало «Бродягу» и кассовым рекордсменом, и популярнейшим развлекательным фильмом. Он с успехом демонстрировался на советском экране. А его ведущая песня «Бродяга я» стала шлягером во многих странах традиционного рынка индийских фильмов. Созданный раджем Капуром образ оказал огромное влияние на подрастающее поколение и даже способствовал появлению новой моды в одежде – «под Бродягу».

В интервью, которое сценарист фильма Аббас дал журналистам, он так рассказал о работе над фильмом «Бродяга»: «Я задумал сделать фильм на тему «отцы и дети». Я очень дружен с Притхвираджем Капуром, а Раджа знал только как его сына. Сценарий «Бродяги» мы написали совместно с В.П. Сатхе. В нём рассказывалось о том, как сын хороших родителей может быть плохим, если окружающая его среда плохая. Другими словами, наследственность тут ни при чём.»

Ходжа Аббас хотел, чтобы роли отца и сына в фильме сыграли отец и сын Капуры. Вначале Аббас отдал сценарий другому кинорежиссеру, но из-за разногласий его вернули. Только когда сам Радж Капур обратился к сценаристу, а затем уговорил отца сниматься вместе в фильме ( а старший Капур не любил играть роли отцов), начались съёмки фильма. В главной женской роли снялась популярнейшая в то время индийская актриса Наргис. Советским зрителям она была знакома и по другим фильмам, в частности, она снялась вместе с Олегом Стриженовым в фильме об Афанасии Никитине «Хождение за три моря».

На долю фильма «Бродяга», ставшего вехой в истории индийского кинематографа, выпал небывалый успех. Такой же успех ожидал и песни, прозвучавшие в фильме. Индийский кинематограф вообще очень сложно представить себе без музыки, песен, танцев. Стоит, видимо, прислушаться к мнению Ходжи Ахмада Аббаса, считавшего, что песни в индийских фильмах надо рассматривать как культурную и эстетическую особенность индийского кино, которому незачем походить на западный кинематограф, как японскому театру кабуки – на бродвейский театр.

lady.webnice.ru

 

Актёры

Джива / Jeeva

Джива / JeevaДжива - известный индийский актер, настоящее имя - Амар Б. Чоудри (Amar B. Choudry). Родился 4 января 1984 в Ченнаи. Его отец (Mr. R.B.Choudry) владеет компанией «Super Good Films» и является популярным продюсером. Его мать (Mrs. Mahjabeen) - домохозяйка. Он младший из четырех братьев. Старший брат (B. Suresh) со-продюсер, работает с отцом, второй брат (Jeevan) имеет собственный бизнес, третий брат (Githan Ramesh) – актер.

Джива начал сниматься еще ребёнком в фильмах отца в 1991 году. Его профессиональная карьера продолжилась в 2003 году с фильма "Aasai Aasaiyai". Далее был фильм "Raam", за роль в котором он получил награду как лучший актер на Международном кинофестивале на Кипре. Джива снимается в фильмах на языках тамили, телугу, малаялам.

 
Видья Балан

Видья Балан родилась в тамильской семье 1 января 1978 года. Она происходит из семьи среднего класса из местечка Palghat, на границе Тамил Наду и Кералы. Ее семья состоит из отца, П.Р. Балан, который является Вице-президентом ETC Канала; мамы - домохозяйки, и старшей сестры Прии. Семья Балан переехала в Бомбей, они жили около Ambedkar Garden, Chembur, когда Видья была маленькой. Видья училась в Школе Св. Антония и позже поступила в Колледж Св. Ксавьера, где она и получила высшее образование в социологии. Она продолжила получать степень в социологии в Бомбейском университете. Она также училась и выступала на семинарах Театра Prithvi. Из-за традиции большинства тамильских- Iyer семей, Видья и ее сестра Прия изучали классических танцев Carnatic в раннем детстве( Примечание: Iyer – название, данное индусским Браминам тамильского или Телугу происхождения, которые являются последователями философии Advaita).  Когда Видья училась в Бомбейском университете, ей предложили роль в фильме Малайялам Видья Балан родилась в тамильской семье 1 января 1978 года. Она происходит из семьи среднего класса из местечка Palghat, на границе Тамил Наду и Кералы. Ее семья состоит из отца, П.Р. Балан, который является Вице-президентом ETC Канала; мамы - домохозяйки, и старшей сестры Прии. Семья Балан переехала в Бомбей, они жили около Ambedkar Garden, Chembur, когда Видья была маленькой. Видья училась в Школе Св. Антония и позже поступила в Колледж Св. Ксавьера, где она и получила высшее образование в социологии. Она продолжила получать степень в социологии в Бомбейском университете. Она также училась и выступала на семинарах Театра Prithvi.

 
Нитья Менон

Нитья МенонНитья Менон - модель, певица, актриса малалаямского кино, снимается также в каннада, телугу и тамили фильмах. Родилась 8 апреля 1988 г., в Бангалоре, Карнатака. Образование - институт связи и журналистики. Нитья никогда не хотела быть актрисой. Хотела стать журналисткой, но поняла,что это не её стезя. Затем решила стать режиссером и поступила на курсы кинемотографии в Пуне. На вступительных экзаменах она встретила режиссера Нандини Редди, которая "промыла" ей мозги и убедила её стать актрисой. Позже, именно Нандини Редди пригласила Нитью на главную женскую роль в своем фильме. Впервые на экране она появилась, когда ей было 8 лет,